• Москва ул. Кулакова, д. 20
    +7 (495) 185-56-63

Словарь терминов

Франча́йзинг – форма взаимовыгодного
партнерства между крупными успешными компаниями и малым бизнесом.

По договору
франчайзинга успешная компания (франчайзер) предоставляет стороннему предпринимателю (франчайзи) за определенную плату (вступительный взнос и роялти) право организовать и вести собственный бизнес от имени компании-франчайзера, используя ее успешную торговую марку, бизнес-технологии и консультационную поддержку компании-франчайзера. Это право ведения бизнеса от имени компании-франчайзера называется франшиза.

Пример.

Успешная компания-франчайзер, обладающая сетью кофеен известной торговой марки предлагает предпринимателю купить франшизу
кофейни и открыть свою собственную кофейню под этой торговой маркой.

Дополнительно к праву использования торговой марки компания-франчайзер предоставляет предпринимателю-франчайзи свою помощь в организации и управлении франчайзинговой кофейни: франчайзер помогает найти, оформить в фирменном стиле и соответственно оборудовать подходящее помещение, обучает персонал, дает список проверенных поставщиков продуктов или снабжает кофейню сам, оказывает предпринимателю-франчайзи консультационные услуги по успешному ведению этого бизнеса.

Предприниматель-франчайзи вкладывает собственные средства в открытие франчайзинговой кофейни и регулярно отчисляет компании-франчайзеру часть своей прибыли. Франчайзи обязуется соблюдать все фирменные стандарты работы компании-франчайзера.

Для компании-франчайзера франшиза – это возможность:

  • без больших вложений расширить географические границы своего бизнеса;
  • увеличить объем продаж, а значит и прибыль;
  • повысить узнаваемость торговой марки, а значит и конкурентоспособность;
  • получать дополнительный доход от вступительных взносов и роялти.

Для предпринимателя-франчайзи франшиза – это возможность купить готовый бизнес, так как франчайзи получает:

  • зарегистрированную и раскрученную торговую марку;
  • готовую бизнес-концепцию;
  • все бизнес-технологии и ноу-хау франчайзера;
  • помощь франчайзера в организации и ведении франчайзингового бизнеса, включая обучение персонала и рекламную поддержку;
  • скидки от корпоративных поставщиков.

Некоторые компании-франчайзеры в России: сеть магазинов одежды «Провокация», сеть кафе-морожениц «33 пингвина», сеть салонов красоты «Пальчики». Компании-франчайзеры мирового масштаба: сеть ресторанов быстрого питания «Subway», «МcDonalds».

Франшиза в понятии франчайзинга представляет собой право организовать и вести бизнес от имени действующей успешной компании-франчайзера, право использовать ее торговую марку и проверенные бизнес-технологии, а также возможность получать консультации по успешному ведению этого бизнеса от специалистов компании-франчайзера.

Пример. Частное лицо, обладающее собственными или заемными капиталом или площадями желает организовать свой бизнес, но не знает - какой и как. Организовывать свой бизнес без начальных знаний и опыта – очень рискованно. Франшиза же дает возможность открыть свое собственное предприятие, самостоятельно управлять им и получать прибыль в свой карман, официально используя чужой опыт и известную торговую марку.

Потенциальный предприниматель может сравнить предложения на рынке франшиз и выбрать то, что ему более подходит. Наример, магазин модной женской одежды известной торговой марки, уже завоевавшей популярность покупательниц.
Предприниматель решает купить франшизу и инвестирует средства в открытие фирменного магазина женской одежды. Компания-франчайзер помогает предпринимателю, ставшему франчайзи, оборудовать и открыть магазин, снабжает магазин фирменной продукцией, заботится об имидже торговой марки и рекламе.

Франшиза – это, по сути, возможность купить готовый бизнес. Обычно франшиза, в зависимости от сферы бизнеса, включает в себя пакет тех или иных правоустанавливающих документов, призванных обеспечить предпринимателю-франчайзи возможность построить успешный бизнес:

  • оценка потенциальной рентабельности и прибыльности франчайзингового проекта в конкретных условиях (оценка спроса на продукцию/услуги и предложения поставщиков в регионе, конкуренции, затрат, вероятных доходов и т.п.);
  • помощь в подборе подходящего помещения под франчайзинговое предприятие;
  • помощь в оформлении и оборудовании помещения;
  • помощь в обучении персонала франчайзингового предприятия;
  • рекламная поддержка;
  • консультации по вопросам экономического и юридического характера;
  • помощь в привлечении проверенных поставщиков или снабжение франчайзингового предприятия необходимыми товарами, материалами и т.п.,
  • помощь при проведении контроля качества производимой продукции или работ.

Купить франшизу может как отдельный предприниматель, так и компания уже ведущая аналогичный бизнес, но желающая развивать его, используя преимущества франчайзинга .

Пример.

Действующий салон красоты, который утрачивает свою прибыльность, может обрести свою вторую жизнь под торговой маркой какой-нибудь успешной сети салонов красоты. Владелец магазина решает купить франшизу, так как франшиза успешного бренда дает существенные преимущества: клиентскую базу, экономию на скидках на фирменную продукцию и т.п..

Франчайзер – компания, развивающая свой бизнес, применяя франчайзинг.
– компания, развивающая свой бизнес, применяя .

Компания-франчайзер увеличивает количество своих фирменных предприятий за счет средств сторонних инвесторов (партнеров-франчайзи), передавая им в обмен на установленную плату ( вступительный взнос и роялти ) право вести их собственный бизнес от имени компании-франчайзера. При этом компания-франчайзер снабжает их подробными инструкциями по ведению этого бизнеса и оказывает всестороннюю поддержку для достижения успеха в этом бизнесе.

Пример.

Компания-производитель мороженого открыла собственную фирменную мороженицу. Бизнес имел успех и компания открывает еще несколько собственных морожениц под своей торговой маркой. Компания решает дальше развивать свой бизнес, применяя франчайзинг. Специалисты компании описывают все бизнес-процессы от А до Я и готовят пакет необходимых документов по открытию фирменной мороженицы для своих потенциальных партнеров. Так создается франшиза – готовая бизнес-модель.

Далее компания предлагает другим предпринимателям-инвесторам воспользоваться своим накопленным опытом за определенную плату, т.е предлагает им купить франшизу (купить готовый бизнес, в котором все уже придумано и проверено опытом и временем).

Предпринимателям, купившим франшизу и ставшим партнерами- франчайзи , компания-франчайзер помогает открыть новую мороженицу: помогает выбрать подходящее помещение, подобрать необходимое оборудование, оформить в фирменном стиле, обучить персонал франчайзинговой мороженицы, снабжает фирменной продукцией – мороженым и упаковкой, обеспечивает рекламу торговой марки и торговой точки, обучает управлению этим бизнесом.

При этом инвестирует средства во франчайзинговую мороженицу сам партнер-франчайзи. Также франчайзи обязуется соблюдать все оговоренные договором франчайзинга фирменные стандарты работы франчайзера и заботиться о сохранении положительной репутации его торговой марки, а также регулярно отчислять франчайзеру определенный процент от прибыли франчайзинговой мороженицы.

Выгода компаннии-франчайзера:

  • не затрачивая больших средств, франчайзер может увеличить количество своих фирменных предприятий;
  • за счет заказов франчайзинговых предприятий увеличивается объем продаж;
  • с количеством фирменных предприятий растет узнаваемость и конкурентоспособность торговой марки;
  • франчайзер увеличивает свой доход за счет получения вступительных взносов и роялти от своих франчайзи.

Обычно, надежная компания-франчайзер обладает следующими данными:

  • успешный и устойчивый бизнес, проверенный временем;
  • зарегистрированная торговая марка;
  • продукция или услуги компании уже завоевали популярность у покупателей;
  • некоторое количество собственных предприятий;
  • некоторое количество успешно действующих франчайзинговых предприятий;
  • тщательно разработанная и проверенная на опыте и временем франчайзинговая программа (правила открытия франчайзингового предприятия).

К сожалению, на рынке встречаются и недобросовестные компании, которые в погоне за выгодой создают и предлагают купить их франшизу, не обладая для этого достаточным опытом. Партнеры-франчайзи таких компаний-франчайзеров вкладывают свои средства в непроверенный бизнес и не получают от франчайзера должной поддержки в его развитии. Такой бизнес, как правило, не имеет успеха.

Администрация интернет-каталога ФРАНШИЗА-Инфо рекомендует предпринимателям очень тщательно относиться к выбору франшизы.


Каталог франшиз

Отзывы. Эксклюзивные интервью

  • Отзыв об IT-франшизе digital агентства Inside Holding от партнера из Костромы

    Алексей Кривой из Костромы уже 11 лет является партнером компании Inside Holding. Как может показаться на первый взгляд, получить первую прибыль, рост компании в первые 2-3 года проще, чем удержаться на плаву дальше. Алексей в своем отзыве рассказывает тонкости ведения бизнеса с Inside, которые позволяют успешно руководить проектом свыше 10 лет.

  • Отзыв о франшизе детского развивающего лагеря «Городские каникулы» от партнёра из Альметьевска

    Рушана Шарифиллина считает, что «Городские каникулы» как небо и земля в сравнении с другими франшизами. Она стала партнёром компании в 2022 году и, успешно отработав все лето, вошла в предпринимательский азарт. Каталог www.franshiza-info.ru публикует информацию из первых уст о ценности работы в сети ГК, и о стремлении Рушаны стать номером один в нише детского досуга в своём городе Альметьевск.

Каталог франшиз